Рецензия на "Вий 3D"

Состоялась долгожданная всероссийская премьера фильма «Вий 3D», к которому, по уверению создателей, «приложил руку» сам Николай Васильевич Гоголь.
Очень хотелось, чтобы очередной российский блокбастер дал повод гордиться собой не только создателям, но и зрителям, которые ждали гоголевскую экранизацию без малого десять лет. Срок, стоит отметить, достаточный для того, чтобы произвести на свет продукт  высококачественный, оригинальный и интересный.

Судя по старым трейлерам, стоило ожидать эдакую аутентичную славянскую мистику с примесью джей-хоррора (это когда Панночка ползала по стенам а-ля японские мертвые девочки). Можно было неплохо оттянуться на почве национального колорита, поиграть с местной мифологией, даже не делая акцента на «бессмертной повести Н.В. Гоголя», за которую так уцепились создатели, как бы подразумевая, что их кино тоже будет своего рода классикой. Но авторы решили основательно перелопатить историю, чтобы сделать ее доступной как можно более широкому кругу зрителей. К примеру, на смену боязливому Хоме Бруту пришел недоумевающий картограф Джонатан Грин в исполнении  британского актера Джейсона Флеминга. Он все так же чертит на полу мелом, только в контексте происходящего уже не круг, а, видимо, ноль. Именно столько эмоций вызывает фильм при просмотре.




Самая главная беда картины в том, что за десять лет создатели так и не определились, о чем они хотят рассказать. Позиционируя свое детище как оригинальное произведение «по мотивам», авторы не удосужились определить для него хоть какой-нибудь жанр. В результате балаган, происходящий на экране, не способен вызвать ничего, кроме скуки и недоумения. Для фильма ужасов «Вий» совершенно не страшный – ну и ладно, ведь создатели уже давно признались, что неровно дышат в сторону фэнтэзи и приключений в духе «Пиратов карибского моря». Вот только для подобных приключений фильм слишком статичный – герои большую часть хронометража сидят на хуторе и упиваются самогоном. Этот элемент фильма (авторов уже упрекнули в скрытой рекламе алкоголя) часто выходит на первый план, даже играет значимую роль в сюжете - именно по причине чрезмерного употребления всё фэнтэзи внезапно обламывается и списывается на алкогольный бред персонажей. Полторы шутки (одна из которых не вошла в фильм и демонстрируется во время титров) не превращают кино в комедию. Эпизод с казаками в поле и последующим пленением Настуси, конечно же, претендует на определённый драматизм. Вот только длится он около пяти минут, а хронометраж фильма более двух часов, поэтому драму из жанров тоже вычеркиваем. Финальный твист, безусловно, выполнен в традициях триллера и становится некоей попыткой хоть как-то объяснить происходящее или увязать бессмысленный набор эпизодов. Концовка своей неожиданностью почему-то похожа на какой-нибудь кусок холодца, упавший в салат оливье, – тоже, согласитесь, твист, только немного пофиг. 

Разумеется, создатели тут же пытаются реабилитироваться, как бы оправдаться перед зрителем. В эпилоге они, усаживая хуторских детишек напротив импровизированного экрана,  намекают на то, что настоящей магией обладает лишь кино и ничто более. К сожалению, к их картине это не относится. Несмотря на то, что в фильме приняли участие множество специалистов (общее число участников съемочной группы за все время работы над картиной составило около тысячи человек), как отечественных, так и зарубежных. Вроде бы, все тут есть – и актеры хорошие, и костюмы, и декорации, и музыка, и спецэффекты. Но в итоге эта гремучая смесь без внятной режиссуры не способна поднять веки заскучавшему зрителю: люди выходят из зала уставшими.

Авторам фильма хочется задать резонный вопрос: что за впечатление  пытаются  произвести они на зрителя, просто собрав все в кучу? Тут и монстры с ужасами, и заговоры, и шутки-прибаутки, и даже Гоголя  не забыли вписать в соавторы сценария. Мы, мол, с Николай Василичем «вместе делали». Почему-то это отдает какой-то бравадой создателей – мы, мол, на все руки мастера, и чтец, и на дуде игрец. Конечно, хочется списать такой подход и на попытку двигать вперед отечественное кинопроизводство, расширять его границы, производственные, творческие и качественные. Обидно лишь, что страдает от этого именно зритель – тот, ради кого это все, собственно, и затевается. 

Теги: рецензия на Вий, фильм Вий 3D, Гоголь, Вий 2014, блог о кино, кино 2014.